Безопасность жизнедеятельности - Ю - 17
1.1. Цель и задачи дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки ФГОС ВО 40.03.01 «Юриспруденция»
Цель учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), готовности и способности специалиста использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков (компетенции) для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности.
Задачи:
· изучение основные видов опасностей в современном мире и методов (способов) защиты от них;
· ознакомление с основными положениями экономики безопасности труда;
· формирование компетенции (умений, навыков) использования приемов первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с выявлением характера опасностей современного мира и закономерностей обеспечения безопасной деятельности в системе «человек-среда обитания».
1.2.Формируемые компетенции, соотнесенной с планируемыми результатами обучения по дисциплине.
Коды компетенции |
Содержание компетенций |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-9 |
Способностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
Знать: - теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности; - негативные воздействия опасностей на человека и среду его обитания; - способы и средства защиты населения в ЧС; уметь: - определять характер ЧС и их поражающие факторы; - идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; - оказывать первую помощь при поражениях человека вследствие возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий; владеть: - понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности; - основными приемами оказания первой помощи в стандартных ситуациях (остановка кровотечения, наложение повязок, оказание искусственного дыхания) .
|
1.3. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в состав блока 1 базовой части дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» , направленность (профиль) «Гражданско – правовой»
Изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предшествует изучение дисциплин: «Основы безопасности жизнедеятельности», Физика, Химия, Обществоведение (школьные курсы) .
Содержание дисциплины может быть использовано при выполнении выпускной квалификационной работы.
2. Структура дисциплины
Структура дисциплины для очной формы обучения
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 з.е., 72 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 28 ч., самостоятельная работа обучающихся 44 ч.
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации |
|||
лекции |
Практические занятия, лабор. зан. |
самостоятельная работа |
промежуточная аттестация |
||||
1 |
Тема 1. Элементы теории ноксологии |
1 |
2 |
2 |
8 |
|
Собеседование по выполненному отчету, тест Разбор конкретных ситуаций |
2 |
Тема 2. Человек в мире опасностей |
1 |
8 |
12 |
24 |
|
Собеседование по выполненному отчету, тест Разбор конкретных ситуаций |
3 |
Тема 3. Управление безопасностью и охраной труда |
1 |
2 |
2 |
8 |
|
Собеседование по выполненному отчету, тест Разбор конкретных ситуаций |
14 |
Зачет |
1 |
- |
- |
4 |
|
Итоговая контрольная работа, доклад-презентация, Тест. |
|
Всего |
|
12 |
16 |
44 |
4* |
|
* - за счет часов самостоятельной работы
Структура дисциплины для очно-заочной формы обучения
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 з.е., 72 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 6 ч., самостоятельная работа обучающихся 66 ч.
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации |
|||
лекции |
Практические занятия |
самостоятельная работа |
промежуточная аттестация |
||||
1 |
Тема 1. Элементы теории ноксологии |
1 |
2,0 |
2 |
10 |
|
Собеседование по контрольной домашней работе |
2 |
Тема 2. Человек в мире опасностей |
1 |
4,0 |
8 |
28 |
|
Собеседование по контрольной домашней работе |
3 |
Тема 3. Управление безопасностью и охраной труда |
1 |
2,0 |
2 |
10 |
|
Собеседование по контрольной домашней работе |
14 |
Зачет |
1 |
- |
- |
4 |
4* |
Итоговая контрольная работа, доклад-презентация, Тест. |
|
Всего |
|
8 |
12 |
52 |
4* |
|
* - за счет часов самостоятельной работы
Содержание дисциплины
Тема 1. Элементы теории ноксологии
Введение в дисциплину- цель, предметная область, объекты и субъекты в дисциплине. . История создания, развития и деградации дисциплины. Основные термины и определения общей теории безопасности жизнедеятельности. Основной принцип обеспечения безопасности человека. Понятие риска. Потенциальная опасность риска. Концепции риска. Аксиомы безопасности.
Тема 2. Человек в мире опасностей
Человек и социум. Социальные опасности и защита от них. Техносфера. Техногенные опасности и защита от них. Пожарная безопасность. Защита от поражения электрическим током. Человек и природа. Природные опасности и защита от них. Чрезвычайные ситуации. Опасности в чрезвычайных ситуациях и защита от них. Опасности военного времени. Безопасность работы на персональных компьютерах. Первая помощь при поражениях в чрезвычайных ситуациях.
Тема 3. Управление безопасностью и охраной труда
Безопасность и охрана труда. Общая схема системы управления безопасностью и охраной труда Элементы цикла управления безопасностью. Показатели оценки эффективности управления безопасностью. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда. Служба охраны труда на предприятии. Особенности охраны труда женщин. Особенности охраны труда молодежи. Особенности охраны труда на работах с повышенной опасностью.
Законодательные и нормативно-правовые основы безопасности жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологии, промышленной безопасности и безопасности в ЧС. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Органы государственного управления безопасностью жизнедеятельности.
4. Образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются различные образовательные технологии: аудиторные занятия проводятся в виде лекций и практических занятий.
Лекции проводятся по типу проблемных лекций, лекций-визуализаций, лекций-дискуссий, лекций с применением техники обратной связи, лекций с разбором конкретных ситуаций.
На практических занятиях, проводимых по типу занятие-дискуссия, занятие – круглый стол, занятие - развернутая беседа с обсуждением докладов, предусмотрено обсуждение основополагающих и наиболее сложных вопросов курса, заслушивание докладов с применение компьютерных презентаций. Темы практических занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку докладов, самоконтроль, подготовку к тестированию, работу с нормативно-правовыми актами и информационными ресурсами. Для самостоятельной работы студентов подготовлены задания для самостоятельной работы, список источников и литературы.
Для очной формы обучения
№ п/п |
Наименование темы |
Виды учебной работы |
Образовательные технологии |
1 |
2 |
3 |
5 |
1. |
Тема 1. Элементы теории ноксологии |
Лекция 1. |
Вводная лекция - беседа |
Практическое занятие 1. |
Самостоятельное добывание знаний и умений с использованием компьютерных технологий. Структурирование полученной информации. Обсуждение отчета. Написание ессе |
||
2.
|
Тема 2. Человек в мире опасностей |
Лекция 2 |
Лекция-визуализация |
Лекция 3 |
Лекция-визуализация |
||
Лекция 4 |
Лекция-визуализация |
||
Лекция 5 |
Лекция-визуализация |
||
Практическое занятие 2. |
Разбор конкретных ситуаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям. написание ессее |
||
Практическое занятие 3. |
Разбор конкретных ситуаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям |
||
|
Практическое занятие 4.
|
Разбор конкретных ситуаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям |
|
3. |
|
Практическое занятие 5 |
Разбор конкретных ситуаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям |
Практическое занятие 6 |
Разбор конкретных ситуаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям |
||
Практическое занятие 7 |
Разбор конкретных ситуаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям |
||
3. |
Тема 3. Управление безопасностью и охраной труда |
Лекция 6.
|
Лекция-визуализация |
Практическое занятие 8. |
Студенческая конференция |
||
|
Для очно-заочной формы обучения
№ п/п |
Наименование темы |
Виды учебной работы |
Образовательные технологии |
1 |
2 |
3 |
5 |
1. |
Тема 1. Элементы теории ноксологии |
Лекция 1. |
Вводная лекция - беседа |
Практическое занятие 1. |
Самостоятельное добывание знаний и умений с использованием компьютерных технологий. Структурирование полученной информации. Обсуждение отчета. Написание ессее |
||
2.
|
Тема 2. Человек в мире опасностей |
Лекция 2 |
Лекция-визуализация |
Лекция 3 |
Лекция-визуализация |
||
Практическое занятие 2. |
Разбор конкретных ситуаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям. написание эссе |
||
Практическое занятие 3. |
Разбор конкретных ситуаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям |
||
|
Практическое занятие 4.
|
Разбор конкретных ситуаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям |
|
|
Практическое занятие 5. |
Разбор конкретных ситуаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям |
|
4. |
Тема 3. Управление безопасностью и охраной труда |
Лекция 4
|
Лекция-визуализация |
Практическое занятие 76 |
Студенческая конференция |
||
|