1.1. Цель и задачи дисциплины

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки ФГОС ВО 40.03.01 «Юриспруденция»

Цель учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), готовности и способности специалиста использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков (компетенции) для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности.

Задачи:

·      изучение основные видов опасностей в современном мире и методов (способов) защиты от них;

·      ознакомление с основными положениями экономики безопасности труда;

·      формирование компетенции (умений, навыков)  использования приемов первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с выявлением характера опасностей современного мира и закономерностей обеспечения безопасной деятельности в системе «человек-среда обитания».

 

1.2.Формируемые компетенции, соотнесенной с планируемыми результатами обучения по дисциплине.

Коды компетенции

Содержание компетенций

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ОК-9

Способностью пользоваться основными методами  защиты производственного персонала и населения от возможных  последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Знать:

- теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- негативные воздействия опасностей на человека и среду его обитания;

- способы и средства защиты населения в ЧС;

уметь:

- определять характер ЧС и их поражающие факторы;

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

- оказывать первую помощь при поражениях человека вследствие возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий;

владеть:

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности;

- основными приемами оказания первой помощи в стандартных ситуациях (остановка кровотечения, наложение повязок, оказание искусственного дыхания) .

 

 

 

 

1.3. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в состав  блока 1 базовой части дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» , направленность (профиль) «Гражданско – правовой»

Изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предшествует изучение  дисциплин:  «Основы безопасности жизнедеятельности», Физика, Химия, Обществоведение (школьные курсы) .

Содержание дисциплины может быть использовано при выполнении выпускной квалификационной работы.

 

2. Структура дисциплины

 

Структура дисциплины  для очной формы обучения

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 з.е., 72 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 28 ч., самостоятельная работа обучающихся 44 ч.

 

 

п/п

 

Раздел

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

лекции

Практические занятия, лабор. зан.

самостоятельная

работа

промежуточная аттестация

1

Тема 1.  Элементы теории  ноксологии

1

2

2

8

 

Собеседование по выполненному отчету, тест

Разбор конкретных ситуаций

2

Тема 2. Человек в мире опасностей

1

8

12

24

 

Собеседование по выполненному отчету, тест

Разбор конкретных ситуаций

3

Тема 3. Управление

безопасностью  и охраной труда

1

2

2

8

 

Собеседование по выполненному отчету, тест

Разбор конкретных ситуаций

14

Зачет

1

-

-

4

 

Итоговая контрольная работа, доклад-презентация, Тест.

 

Всего

 

12

16

44

4*

 

 

* - за счет часов самостоятельной работы

 

 

 

 

Структура дисциплины  для очно-заочной  формы обучения

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 з.е., 72 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 6 ч., самостоятельная работа обучающихся 66 ч.

 

 

 

п/п

 

Раздел

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

лекции

Практические занятия

самостоятельная

работа

промежуточная аттестация

1

Тема 1.  Элементы теории  ноксологии

1

2,0

2

10

 

Собеседование по контрольной домашней работе

2

Тема 2. Человек в мире опасностей

1

4,0

8

28

 

Собеседование по контрольной домашней работе

3

Тема 3. Управление

безопасностью  и охраной труда

1

2,0

2

10

 

Собеседование по контрольной домашней работе

14

Зачет

1

-

-

4

4*

Итоговая контрольная работа, доклад-презентация, Тест.

 

Всего

 

8

12

52

4*

 

 

* - за счет часов самостоятельной работы

 Содержание дисциплины

Тема  1.  Элементы теории ноксологии

Введение в дисциплину- цель, предметная область, объекты и субъекты в дисциплине. . История создания, развития и деградации дисциплины. Основные термины и  определения общей теории  безопасности жизнедеятельности. Основной принцип обеспечения безопасности человека. Понятие риска. Потенциальная опасность риска. Концепции риска. Аксиомы безопасности.

Тема 2.  Человек в мире опасностей

Человек и социум. Социальные опасности и защита от них. Техносфера. Техногенные  опасности и защита от них. Пожарная безопасность. Защита от поражения электрическим током. Человек и природа. Природные опасности и защита от них. Чрезвычайные ситуации. Опасности в чрезвычайных ситуациях и защита от них. Опасности военного времени. Безопасность работы на персональных компьютерах.  Первая помощь при поражениях в чрезвычайных ситуациях.

         Тема 3.  Управление безопасностью  и охраной труда

                Безопасность и охрана труда.  Общая схема системы управления безопасностью и охраной труда  Элементы цикла управления безопасностью. Показатели оценки эффективности управления безопасностью. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда. Служба охраны труда на предприятии. Особенности охраны труда женщин.   Особенности охраны труда молодежи. Особенности охраны труда  на работах с повышенной опасностью.

      Законодательные и нормативно-правовые основы безопасности жизнедеятельности. Системы законодательных и  нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологии, промышленной безопасности и безопасности в ЧС. Характеристика основных законодательных и  нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Органы государственного управления безопасностью жизнедеятельности.

 

         4. Образовательные технологии

         При реализации программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются различные образовательные технологии: аудиторные занятия проводятся в виде лекций и практических занятий.

      Лекции проводятся по типу проблемных лекций, лекций-визуализаций, лекций-дискуссий, лекций с применением техники обратной связи,  лекций с разбором конкретных ситуаций.

На практических занятиях, проводимых по типу  занятие-дискуссия, занятие – круглый стол,  занятие - развернутая беседа с обсуждением докладов, предусмотрено обсуждение основополагающих и наиболее сложных вопросов курса, заслушивание докладов с применение компьютерных презентаций. Темы практических занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку докладов, самоконтроль, подготовку к тестированию, работу с нормативно-правовыми актами и информационными ресурсами. Для самостоятельной работы студентов подготовлены задания для самостоятельной работы, список источников и литературы.

Для очной формы обучения

 

 

№ п/п

Наименование темы

Виды учебной работы

Образовательные технологии

1

2

3

5

1.

Тема 1. Элементы теории ноксологии

Лекция 1.

Вводная лекция - беседа

Практическое занятие 1.

Самостоятельное добывание знаний и умений с использованием  компьютерных технологий. Структурирование полученной информации. Обсуждение отчета.  Написание ессе

2.

 

 

Тема 2. Человек в мире опасностей

Лекция 2

Лекция-визуализация

Лекция 3

Лекция-визуализация

Лекция 4

Лекция-визуализация

Лекция 5

Лекция-визуализация

Практическое занятие 2.

Разбор конкретных ситуаций.

Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям. написание ессее

Практическое занятие 3.

Разбор конкретных ситуаций.

Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям

 

Практическое занятие 4.

 

Разбор конкретных ситуаций.

Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям

3.

 

Практическое занятие 5

Разбор конкретных ситуаций.

Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям

Практическое занятие 6

Разбор конкретных ситуаций.

Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям

Практическое

занятие 7

Разбор конкретных ситуаций.

Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям

3.

Тема 3.  Управление безопасностью и охраной труда

Лекция 6.

 

Лекция-визуализация

Практическое занятие 8.

Студенческая конференция

 

 

Для очно-заочной формы обучения

 

№ п/п

Наименование темы

Виды учебной работы

Образовательные технологии

1

2

3

5

1.

Тема 1. Элементы теории ноксологии

Лекция 1.

Вводная лекция - беседа

Практическое занятие 1.

Самостоятельное добывание знаний и умений с использованием  компьютерных технологий. Структурирование полученной информации. Обсуждение отчета.  Написание ессее

2.

 

 

Тема 2. Человек в мире опасностей

Лекция 2

Лекция-визуализация

Лекция 3

Лекция-визуализация

Практическое занятие 2.

Разбор конкретных ситуаций.

Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям. написание эссе

Практическое занятие 3.

Разбор конкретных ситуаций.

Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям

 

Практическое занятие 4.

 

Разбор конкретных ситуаций.

Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям

 

Практическое занятие 5.

Разбор конкретных ситуаций.

Обсуждение отчетов по индивидуальным заданиям

4.

Тема 3.  Управление безопасностью и охраной труда

Лекция 4

 

Лекция-визуализация

Практическое занятие 76

Студенческая конференция